[an error occurred while processing the directive]

По примеру «Шквала»

шквал

Эпоха холодной войны ознаменовалась новым этапом гонки вооружений. Причем СССР и США изо всех сил совершенствовали не только термоядерное оружие и стратегические ракеты. По свидетельству кандидата технических наук А. Пирожкова, в конце 70 х годов ХХ века от агентов ГРУ поступила секретная информация: в недрах НАТО начаты научно исследовательские работы над проектом создания подводного истребителя.
Понятное дело, у нас тут же была создана исследовательская группа, которая должна была дать заключение: насколько реален подобный проект. Эксперты взялись за дело всерьез и вскоре представили руководству страны несколько возможных вариантов осуществления подобной затеи. Среди прочего, например, рассматривался проект противолодочного комплекса, который должен был включать в себя корабль матку, на борту которого размещались бы несколько сверхскоростных подводных истребителей.
Эта идея базировалась на последних достижениях советской науки и техники того времени. В частности, наши гидродинамики нашли возможность во много раз снизить сопротивление движущегося под водой объекта за счет создания вокруг него искусственной газовой каверны.
Говоря попросту, это означало, что торпеда или даже вся подводная лодка двигалась в этаком воздушном пузыре, вовсе не соприкасаясь с водой. Скорости при этом, естественно, резко возрастали.
Поначалу эта идея была испытана и доведена до практической реализации в конструкции суперторпеды «Шквал». Первые испытания ее начались еще в 1963 году, а через 14 лет, в 1977 году скоростная торпеда ракета «Шквал» (ВА 111) была поставлена на вооружение ВМФ СССР.
В отличие от обычных торпед, способных двигаться со скоростью 60–70 узлов, «Шквал» развивает скорость до 200 узлов (370 км/ч), что является абсолютным мировым рекордом. Правда, недавно промелькнуло сообщение, что сначала американцы, а потом и иракцы провели испытания аналогичных устройств, способных развивать скорость до 400 км/ч. Но это пока лишь экспериментальные пуски, в то время как наш «Шквал» состоит на вооружении уже около трех десятков лет.
Поскольку сопротивление воды примерно в 800 раз больше, чем воздуха, для разгона и подержания высокой скорости торпеде требуется огромная тяга, которую нельзя получить от обычных двигателей с гребными винтами. Поэтому «Шквал» и аналогичные ему конструкции используют ракетные ускорители.
При пуске сначала срабатывает стартовый ускоритель, который за 4 секунды разгоняет торпеду до крейсерской скорости, а затем отстреливается. После этого в дело вступает маршевый реактивный двигатель, работающий на гидрореагирующем топливе, в состав которого входит алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя используется забортная вода.
Однако, как уже говорилось, из за огромного сопротивления воды даже ракетным двигателям не по силам обеспечить высокую скорость просто так. «Шквал» движется, используя эффект суперкавитации в газовом пузыре. Для этого в носовой части агрегата расположен кавитатор. Он представляет собой пластинку эллиптической формы с заточенными краями. При достижении скорости порядка 80 м/с вблизи края пластины жидкость начинает бурлить, образуя множество газовых пузырьков, обволакивающих торпеду сплошной завесой.
Но этого еще мало: чтобы получить газовый пузырь нужный размеров, в «Шквале» используется дополнительный наддув. Сразу за кавитатором в носу торпеды расположен ряд отверстий, через которые специальный газогенератор выдает дополнительные порции газов. Это и позволяет пузырю охватить весь корпус торпеды от носа до кормы.
Аналогичным образом, как полагает украинский изобретатель Ю. Сидорюк, можно создать кавитационный пузырь и для целой подлодки. И она полетит в воде, словно ракета.
Впрочем, субмарина эта будет сравнительно небольших размеров. «Современные технологии позволяют сократить экипаж подлодки до минимума или вообще обойтись без него», – считает Сидорюк. А все задачи по разведке, поиску целей и пуску торпед вполне можно поручить и автоматике.
Кстати, аналогично рассуждают и эксперты НАТО. Специалисты утверждают, что через 15–20 лет в британских ВМС ядерные субмарины с экипажами уступят место подлодкам роботам, которые призваны совершить революцию в морских сражениях.
Согласно планам Минобороны Великобритании, «обычным» подлодкам с экипажами останутся лишь функции управления соединениями боевых роботов – подводных ракет и доставка их к месту боевых действий.


Leave a Reply

[an error occurred while processing the directive]